Асфальтобетонные покрытия относятся к усовершенствованным капитального типа.
Асфальтобетонные покрытия являются наиболее распространёнными в дорожном строительстве. Их широкое распространение объясняется высокими транспортно-эксплуатационными качествами, прочностью, долговечностью, возможностью стадийного строительства. Эти покрытия довольно быстро освобождаются от льда и снега, их можно устраивать любой шероховатости, что повышает коэффициент сцепления колёс автомобиля с покрытием и улучшает безопасность движения. Прочность асфальтобетонных покрытий в значительной мере определяет прочность одежды в целом, а ровность и шероховатость покрытий – допустимые скорости автомобилей и безопасность движения.
Горячий асфальтовый бетон приготавливается с применением вязких битумов или дегтей и укладывается при температуре смеси 130-170С, – если в смесь входят дегти.
Мелкозернистая асфальтобетонная смесь применяется для устройства верхнего слоя покрытия дорожной одежды. Крупнозернистый асфальтобетон укладывается в нижнем слое покрытия.
Технология устройства асфальтобетонных покрытий включает:
- доставку с АБЗ и выгрузку в бункер асфальтоукладчика;
- распределение слоем установленной толщины в точном соответствии с поперечным профилем;
- уплотнение;
- устройство слоя шероховатости.
Поток составляющий организационную систему по устройству асфальтобетонных, включает три подразделения: первое ведёт подготовительные работы, второе-укладку и уплотнение нижнего слоя, третье – укладку и уплотнение верхнего слоя. Асфальтобетонное покрытие необходимо устраивать на сухом, чистом и не промёрзшем нижележащем слое и всухую погоду: весной, летом, когда температура воздуха не ниже +5С, а осенью не ниже +10С.
Для обеспечения лучшего сцепления покрытия с основанием, перед укладкой смеси производят розлив жидкого битума или дёгтя. Укладку асфальтобетонной смеси производят асфальтоукладчиками, как правило, сразу на всю ширину покрытия. В случае укладки асфальтобетонной смеси в покрытие отдельными полосами для обеспечения лучшего сопряжения полос, укладываемых в этот же день, следует производить разогрев кромок ранее уложенной полосы.
После разогрева кромки эту смесь сдвигают на устраиваемую полосу и используют при укладке полосы. Асфальтоукладчики обеспечивают укладку смеси от 4 до 15 см.
Асфальтобетонная смесь подвозится автосамосвалами и загружаются в приёмные бункеры асфальтоукладчика
Дорожные рабочие производят частичную отчистку кузова автосамосвала от остатков асфальтобетона скребками на удлинённых ручках. Стоять на бортах самосвала и руками оттягивать открывающийся борт запрещается.
Вслед за асфальтоукладчиком передвигаются катки. Уплотнение покрытия производится сначала лёгким катком массой 8 т при 15 проходах по одному следу, а окончательное уплотнение – тяжёлым катком массой 13 тонн при 30 проходах по одному следу.