Роль государства в развитии рынка ипотечного кредитования заключается не только в совершенствовании законодательной базы - это в основном уже сделано, - позволяющей обеспечить надежную защиту инвесторов, но и в предоставлении государственной поддержки в виде прямых инвестиций и государственных гарантий для обеспечения притока долгосрочных и максимально дешевых средств частных консервативных инвесторов в сектор ипотеки, а также для покрытия дополнительных рисков, в том числе возникающих в связи с несоответствием сроков привлечения ресурсов на финансовом рынке и сроков, на которые предоставляются ипотечные кредиты.
Ключевая роль в формировании общероссийской системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг отводится Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. На сегодняшний день это Агентство уже обеспечивает рефинансирование ипотечных жилищных кредитов в рублях со сроком до 27 лет и процентной ставкой, к сожалению, пока в 15 процентов годовых. Кредит на приобретение в среднем 52 квадратных метров жилья могут взять сегодня семьи со средним доходом на семью порядка 13 тысяч рублей в месяц.
Практика подтверждает большой спрос населения на ипотечные кредиты, сформировавшиеся в течение 2003 - 2005 годов более чем в 75 регионах России. Всего банками, как я уже сказал, выдано 40 тысяч ипотечных кредитов на сумму более 20 миллиардов рублей. В течение 2004 года ежемесячные объемы ипотечных кредитов, рефинансируемых Агентством, выросли в 4,2 раза. На сегодня первичными кредиторами по стандартам Агентства выдано свыше 15 тысяч кредитов на сумму порядка шести миллиардов рублей.
Государственная поддержка в форме субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам Агентства и увеличение уставного капитала - два направления, то есть ответственность государства, гарантии и увеличение собственного капитала АИЖК - должна представляться в системе рефинансирования лишь в тех объемах, которые необходимы для становления рыночных механизмов, имея в виду запуск этой системы; дальше и банки, и другие финансовые институты, почувствовав доходность системы, естественно, сами увеличивают средства и вложения.
Вместе с тем совокупный объем государственной поддержки на период до 2010 года может составить значительную величину, достигнув 263 миллиардов рублей в форме субсидиарной ответственности, по сути гарантий.
Правительство в полном объеме будет выполнять свои обязательства, касающиеся тех категорий граждан, которые не могут воспользоваться ипотекой, а это малоимущие, которым будет предоставляться социальное жилье по тем нормам, которые сегодня прописаны в Жилищном кодексе.
Мы должны примерно 150 миллионов квадратных метров жилья строить в год, и тогда в течение 20 лет. Мы в состоянии обеспечить всех желающих и нуждающихся жильем. Задача грандиозная, и если для этой задачи было не создать каких-то системных механизмов, когда на адекватные изменения, на изменение спроса и требования на рынке будет адекватно реагировать сам рынок, то, естественно, ее решить было нельзя.
Одна из ключевых мер - это мера по концессионным соглашениям, по которым мы привлекаем частный капитал в развитие инженерной инфраструктуры. Муниципальный рынок сегодня ждет от нас этого закона, без этого закона никакие соглашения не могут заключаться в этой сфере, и, соответственно, никакой частный капитал сюда не течет. И развитие инфраструктуры с привлечением частного капитала будет происходить весьма ограниченно.
Второй закон - это закон, который связывает интересы муниципалитета с развитием именно жилья, это введение налога на недвижимость в этой сфере для жилищных объектов и привязка его, отдача его полностью в местные бюджеты. И это местный налог на недвижимость. Введение этого налога вместо налога на имущество физических лиц и налога на землю, причем отдача его на места означает передать им управление этим налогом.
В течение последних пяти лет неукоснительно росли реальные денежные доходы населения. Но при этом у нас строительный рынок, с одной стороны, сильно был забюрокрачен, сильно коррумпирован, сильно монополизирован и сильно непрозрачен. Наш пакет в значительной степени эти узелки и должен был развязать. Без подвижек в этом направлении рост доходов адекватно просто отражался в цене. Если в прошлом году выросли доходы на 26 процентов - на 26 процентов выросла цена на жилье. В позапрошлом году выросла еще на 26 - и еще на 26 выросла цена на жилье. И так все годы, которые происходили, начиная с 2000 по 2004 год включительно, все годы. Если вы посмотрите, вы увидите, что рынок реагировал ровно так. Причем увеличение объемов строительства жилья было в существенно меньшей степени.