Подбор сечения балки
Определяем приближенно наименьшую высоту балки из условия обеспечения жесткости при предельном относительном прогибе
Требуемый момент сопротивления балки:
Предварительная толщина стенки:
Принимаем .
Оптимальная высота балки:
Принимаем стенку высотой по ширине листового проката.
Проверяем толщину стенки на прочность при срезе:
Минимальная толщина стенки при проверке ее по прочности от местного давления колеса крана составит:
где – для кранов с гибким подвесом при среднем режиме работы;
– коэффициент условий работы;
Определяем площадь сечения поясов балки:
Принимаем симметричное сечение балки: стенка – 1400×10 мм;
верхний и нижний пояса одинаковые – 300×15 мм;
Состав сечения тормозной балки: швеллер №16, A=18,1 см2, горизонтальный лист из рифленой стали толщиной, равной 6 мм и верхний пояс балки 300×15 мм. Поддерживающий швеллер №16 в пролете необходимо опирать на стойку фахверка, прикрепленную к ребрам балки: если это не предусмотрено, то сечение швеллера назначают по расчету на изгиб, принимая нормативную нагрузку на площадку не менее 1,5 кН/м2; коэффициент предельный относительный прогиб 1/250. Компоновка элементов подкрановой балки приведена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Компоновка элементов подкрановой балки
Проверка прочности балки
Схема балки приведена на рисунке 12.
Определяем геометрические характеристики балки:
момент инерции относительно оси х-х:
момент сопротивления симметричного сечения:
Статический момент полусечения:
Определяем геометрические характеристики тормозной балки, включающей верхний пояс балки, рифленый лист и поддерживающий швеллер №16.
Расстояние от оси подкрановой балки до центра тяжести сечения: (ось y-y):
Момент инерции сечения брутто (имеющиеся в верхнем поясе отверстия для крепления рельса можно не учитывать ввиду незначительного их влияния на прочность сплошных сварных балок):
Момент сопротивления крайнего волокна на верхнем поясе подкрановой балки:
Проверка нормальных напряжений в верхнем поясе:
Проверяем опорное сечение балки на прочность, при действии касательных напряжений с учетом работы поясов: