Ведя речь о классификации, обычно используют формулировки нормативных документов. Следует отметить, организациями по стандартизации обычно не уделялось особого внимания акустическим показателям студий. Известны некоторые национальные и отраслевые стандарты, включая нормы бывшего Гостелерадио, а также несколько рекомендаций международной организации по радиовещанию и телевидению (ОИРТ). Сейчас Технический Комитет ОИРТ прекратил свое существование, но следует учесть, что сравнительно недавно большинство рекомендаций ОИРТ в области акустики были пересмотрены и, в основном, не потеряли своей актуальности.
Поскольку в современных публикациях по акустике студий ссылки на эти рекомендации встречаются весьма часто, то представляется оправданным использовать их и в данной статье. Итак, достаточно общепринятой является следующая классификация студий (цифры после буквы "С"- студия указывают на площадь помещения в кв. м.). По радиовещанию: большая (С-1000), средняя (С-450), малая (С-250) и камерная (С-150) музыкальные студии; литературно-драматическая студия (С-100); заглушенная студия (С-50) и речевая дикторская студия (С-24-36). По телевидению: большая (С-450-600), средняя (С-300), малая (С-150) и дикторская программная (С-60-80) телевизионные студии.
Требования к уровню звукового фона в студиях приведены в таблице, где указаны предельно допустимые УЗД в октавных полосах и в дБA (последние лишь для ориентировочной оценки). Следует отметить, что измерения УЗД шума проводятся в пустой студии при закрытых дверях и включенных системах кондиционирования, спецосвещения и технологическом оборудовании. Последние требования характерны для ТВ студий и означают, что при измерении звукового фона должно быть включено на типовой режим спецосвещение, а также размещенные в студии камеры и мониторы. Помимо указанных требований к уровню звукового фона, регламентируются также оптимальные значения времени реверберации. Эти величины будут рассмотрены ниже, дифференцированно по отдельным типам студий.
Таблица
Максимально допустимые УЗД шума для разных типов студий и аппаратных | ||||||
Средние частоты октавных полос, Гц |
Номер максимально допустимой кривой | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
31,5 |
53 |
55 |
57 |
59 |
62 | |
63 |
37 |
41 |
45 |
48 |
52 | |
125 |
24 |
29 |
34 |
38 |
43 | |
250 |
16 |
21 |
26 |
31 |
35 | |
500 |
12 |
16 |
20 |
24 |
29 | |
1000 |
10 |
12 |
16 |
20 |
25 | |
2000 |
10 |
10 |
13 |
17 |
22 | |
4000 |
10 |
10 |
12 |
15 |
20 | |
8000 |
10 |
10 |
12 |
15 |
20 | |
16000 |
10 |
10 |
12 |
15 |
20 | |
Уровни звука в дБА |
20 |
22 |
26 |
30 |
34 | |