Многоэтажная многопролётная поперечная рама каркаса здания является сложной статически неопределимой системой. При расчете её делят на ряд простых, размещая шарниры посередине высоты стоек рамы, и рассматривают отдельно рамы верхнего, первого и типового этажа (рис.2.2). Усилия во всех ригелях средних пролетов будут одинаковыми, поэтому достаточно рассматривать трёхпролётные рамы. Расчёт проведём для рамы типового этажа (рис.2.2, б).
Средний пролёт рамы равен расстоянию между продольными разбивочными осями L = 7,8 м.
Величина крайнего пролета рамы - это расстояние от оси крайнего ряда колонн до центра опорной площадки ригеля на стене:
,
где а = 250 мм - глубина заделки ригеля в стену.
Внутренние усилия в раме определяют от совместного действия постоянной (q) и временной (v) нагрузки, рассматривая три комбинации с различными схемами действия временной нагрузки (рис.2.2, б).
Если построить все три эпюры моментов на одном чертеже и учитывать только максимальные по абсолютной величине значения, можно получить так называемую огибающую эпюру моментов и использовать её в расчете (рис.2.2, б).
Определение внутренних усилий можно производить:
вручную с помощью специальных таблиц (такой метод в настоящее время представляет в основном академический интерес);
с помощью IBM (что в основном и имеет место в реальной практике проектирования).
В данной работе мы не будем пользоваться ни одним из этих способов, а проведем расчет упрощённо, как делают старые опытные проектировщики: на действие полных нагрузок.
|
Рис.2.2.
а - расчётная схема поперечной рамы здания;
б - условная рама типового этажа, схемы её загружения и эпюры внутренних усилий;
в - определение поперечных усилий на участке стержня из условий равновесия.
При определении нагрузок от собственного веса конструкций часто используют понятие объёмного веса
материала. Его следует отличать от объёмной массы
(плотности). Например, объёмная масса железобетона r = 2500 кг/м3, по этой величине путём несложного преобразования можно найти объёмный вес железобетона: g0 = 25 кН/м3.