Требуемый момент сопротивления балки
Wxmp=Mf·β·γn/Ry·γc
где Mf-расчетный изгибающий момент, кН·см
Ry- расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по
пределу текучести; Ry=33 кН/см2
β-коэффициент, учитывающий дополнительные напряжения в верхнем
поясе балки от горизонтального воздействия крановой нагрузки;
принимаемый равным β=1,05
γn- коэффициент надежности по назначению; γn=1
γс- коэффициент условий работы, принимаемый в данных условиях γс=1
Wxmp=72900·1,05·1/33·1=2320 см3
Рис. 8. Схема подкрановой и тормозной балок
Минимальная высота подкрановой балки
hmin =5·γc·Ry·l·n0·Mln/24·E·Mf
где l-пролет балки, см
Е- модуль упругости стали Е=206·102 кН/см2
Mln – нормативный изгибающий момент в балке при загружении ее одним
краном
n0- величина, обратная предельному относительному прогибу, для балок
под краны нормального режима n0=400
hmin =5·1·33·600·400·45600/24·20600·72900=50,1 см
Оптимальная высота балки
hopt=k·Ö(Wxmp/tw)
где k- коэффициент, зависящий от конструктивного оформления балки;
при постоянном сечении сварных балок k=1,15
tw- толщина стенки, см
Предварительно толщина стенки определяется по формуле
tw=7+3 hmin/1000
tw=7+3·501 /1000=8,5 мм
Принимаем tw=9 мм
hopt=1,15·Ö(2320/0,9)=58,4 см
Принимаем h=60 см
Уточним толщину стенки из условия обеспечения ее прочности при работе на срез ( сдвиг)
tw>1,5·Qf· γn/hw·Rs· γc
где hw- высота сечения; hw=h-2tf=60-2*1,8=56,4см
tf- толщина пояса, предварительно принимаемая равной tf=14-20мм; =18мм
Rs- расчетное сопротивление сдвигу, кН/см2; Rs=19,14 кН/см2
tw>1,5·547· 1/56,4·19,14· 1=0,48см
Оставляем толщину tw =9мм.
hopt=1,15·Ö(2320/0,9)=58,4 см
Принимаем h=60 см
Проверка:
tw>1,5·547· 1/56,4·19,14· 1=0,76см tw=0,9см>=0,76см
Требуемая площадь сечения каждого поясного листа при симетричной балке равна
Аf=Wxmp/h- tw·h/6
Аf=2320/60- 0,9·60/6=29,7 см2
Толщина поясного листа tf=18мм. Ширина поясных листов bf=180мм.
Площадь сечения поясного листа Af=tf*bf=1,8*18=32,4см2.
По требованию обеспечения местной устойчивости поясов балки необходимо чтобы соблюдалось условие
Bef/tf<0,5Ö(E/Ry)
где Bef – ширина свеса сжатого пояса Bef=(Bf-tw)/2
Bef=(180-9) /2=85,5мм
8,55/1,8<0,5Ö(20600/33)
4,75<12,49
Условие выполняется
Проверка прочности и жесткости подкрановой балки
Площадь сечения элементов (см2):
Стенки балки Aw=hw·tw=56,4·0,9=50,76 cм2
Верхнего пояса Aft=Bf·tf=32,4 cм2
Нижнего пояса Afb=Bf·tf=32,4 cм2
Тормозного листа Ash=Bsh·tsh=85·0,6=51см2
где tsh- толшина стального рифленого листа: tsh=6мм
Bsh- ширина стального листа, зависящая от конкретных размеров
конструкций и измеряющаяся в пределах 85…90 см. =85см.
Площадь поперечного сечения швеллера Aсh, выполняющая роль пояса тормозной балки для швеллера №16 Aсh= 18,1 см2
Момент инерции (см4) площади поперечного сечения балки относительно оси Х-Х
Ix= hw3·tw/12+2·( Bf·tf3/12+ Afb((hw+ tf)/2)2)
Ix= 56,43·0,9/12+2·( 18·1,83/12+ 32,4((56,4+ 1,8)/4)2)=68346 см4
Расстояние от центра тяжести тормозной балки до оси Y0-Y0 (см)
Хc=(Ach·Xcho+Ash· Xsho)/( Ach+ Ash+2Aft)
Хc=(18,1·83+51· 40,5)/( 18,1+ 51+2*32,4) =26,7 см
где Xcho – расстояние от оси Y0-Y0 балки до центра тяжести окаймляющего
швеллера