Затраты на реконструкцию городских автодорог обеспечивают эффект
, который получает основное стоимостное выражение в снижении эксплуатационных расходов городского автомобильного транспорта, а также экономии народно-хозяйственных средств в результате сокращения затрат времени на перевозку пассажиров и грузов и снижении потребности в подвижном составе городского автотранспорта, благодаря:
- увеличению сроков службы транспортных средств в улучшенных дорожных условиях;
- повышение средней скорости сообщения в результате задержек в транспортных узлах, т.е. снижение затрат времени на выполнение объёма перевозок.
К натурным показателям эффективности
затрат на реконструкцию городских улиц и дорог относится такие как: улучшение санитарно-гигиенических условий за счёт уменьшения шума, запылённости и загазованности воздуха, а также загрязнения проезжей и пешеходных частей, особенно в осенне-весенний период при плохих погодных условий, и другие показатели, характеризующие уровень городского благоустройства.
Улучшение дорожных условий в результате реконструкции оказывает существенное влияния и на снижение числа дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними народно-хозяйственных потерь.
Как натуральные показатели так и снижения числа дорожно-транспортных происшествий и связанных
с ними
народно-хозяйственных потерь следует считать важнейшим социальным показателем эффективности затрат в городские улицы и дороги. Указанный показатель является основным и более важным особенно при незначительных размерах перспективной интенсивности движения автотранспорта, что является характерным для сети городских улиц и дорог.
Характер и величина эффекта, обеспечиваемого затратами на строительство, а также порядок его определения зависят от транспортного значения улиц или автодорог.
С небольшой математической погрешностью можно считать, что интенсивность движения по городских улицах и дорогах постоянно растёт во времени, равномерно и использовать для расчёта среднегодового на перспективный период экономического эффекта показатели и расчётного периода, определяемого в зависимости от ожидаемого на перспективу среднегодового прироста интенсивности движения автотранспорта.
Эффективность затрат на реконструкцию улицы определяется сопоставлением экономии народно-хозяйственных средств (эффекта) с затратами, обеспечивающими эту экономию.
Основным методом определения эффективности затрат на городские автодороги является метод сравнительной эффективности,
в основе которого лежит определение срока окупаемости затрат на строительство автодорог, т.е. время, за которое вышеупомянутые затраты, направленные на коренное улучшение существующих на момент реконструкции условий, окупается экономией эксплуатационных расходов, обеспеченной этими затратами.
Затратами на реконструкцию считаются экономически эффективными, если расчётный коэффициент не менее нормативного коэффициента эффективности
а расчётный срок окупаемости затрат
не превышает установленного срока окупаемости затрат
года;
где: расчётный коэффициент эффективности затрат на реконструкцию.
величина среднегодовой экономии народно-хозяйственных средств, получаемой за счёт улучшения существующих дорожных условий для движения автотранспорта в следствии реконструкции, приведённая к первому году эксплуатации её после реконструкции, тыс. грн.
величина затрат на строительство, приведённых к первому году эксплуатации её строительства, тыс. грн.