План дороги –
графическое изображение её проекции (в пределах ширины дорожной полосы) на горизонтальную плоскость в уменьшенном масштабе. Положение геометрической оси дороги называется трассой.
Выбор положения трассы между заданными пунктами зависит от категории дороги, рельефа местности, почвенно-геологических и гидрологических условий.
Дорогу не всегда можно проложить по кратчайшему расстоянию между заданными пунктами. Овраги, реки, болота приходится обходить, удлиняя трассу и прокладывая её в виде ломаной линии.
В местах изменения направления трассы при обходе препятствий образуется угол поворота.
В результате трасса представляет собой сочетание прямых участков разной длины с плавными кривыми.
Чтобы сохранить окружающий ландшафт при проложении дороги, используют принципы ландшафтного проектирования. Размеры геометрических элементов дороги указывают с элементами рельефа местности. Ландшафтное проектирование дорог обеспечивает выполнение закона об охране природы и о землепользовании.
В момент перехода автомобиля с прямолинейного участка на кривую быстро нарастает центробежная сила. Учитывая, это между прямолинейным участком и круговой кривой
, которую называют так потому, что имеет постоянный радиус, устраивают переходную кривую
, обладающую постепенно изменяющимся радиусом. Кроме того, при проезде по закруглению автомобиль занимает полосу проезжей части большой ширины, чем на прямом участке. Это вынуждает уширять проезжую часть с внутренней стороны закругления, если радиус его не превышает 1000 м. Переход к полному уширению происходит постепенно на длине, называемой отводом уширения.
При переходе через малые водотоки (ручьи, лога) нет необходимости изменять направление линии для их нормального пересечения. Первый угол поворота намечается с таким расчётом, чтобы от конца станционной площадки до его вершины было расстояние, достаточное для размещения переходной кривой, а также учитывалось возможное удлинение станционных путей.
Укладывается трасса небольшими участками с одновременным составлением схематичного профиля с нанесением на нём положения проектной линии.
При трассировании рекомендуется следующая последовательность:
а) укладываются прямые участки плана линии с корректировкой трассы на линии нулевых работ;
б) изменяются углы поворота, подбираются радиусы кривых;
в) составляется схематический профиль с предварительным нанесением проектной линии;
г) рассчитывается план линии, наносятся круговые кривые на профиль;
д) производится расчёт и подбор искусственных сооружений, их расстановка на профиле, определяется минимальная высота насыпи;
е) окончательно укладывается проектная линия с обеспечением всех требуемых условий, подсчитываются отметки.
После определения основных элементов круговой линии (У - угла поворота; Р – радиус кривой; Т – тангенса; К – длинны кривой; Б – биссектрисы угла; Д – домера)
на карте отмечают точки начала и конца круговой кривой, откладывая в масштабе значения Т от вершины угла по направлениям прямых, и по шаблону чертится кривая.
Продольный профиль
автомобильной дороги представляет собой изображение на чертеже разреза земной поверхности по оси проектируемой дороги. Продольный профиль характеризует крутизну участков, измеряемую величиной уклона
, и расположение проезжей части относительно поверхности земли.
По трассированному отрезку составляют продольный профиль и наносят на нём предварительно проектную линию, пользуясь уклоном трассирования, не перенося на профиль проект плана трассы.
Если профиль удовлетворительный, то на его наносят проект плана трассы с учётом размеров, кривизны и местоположения кривых, заменяя проектную линию, нанесённую руководящим уклоном смягчения в кривых. Для проектирования линии продольного профиля необходимо в процессе трассирования плана составить профиль существующей поверхности по трассе.
Расположение и размер граф, условные обозначения, порядок написания цифр и надписей должны строго соответствовать установленному стандарту. Горизонтальный масштаб 2000, а вертикальный 1:200.